ТЕО́РИЯ СТАДИА́ЛЬНОСТИ (от греч. stadion - стадий, мера длины) РАЗВИ́ТИЯ РЕЧЕВЫ́Х НА́ВЫКОВ И УМЕ́НИЙ.
Теория, объясняющая особенности формирования и развития речевых навыков и умений в процессе овладения языком. Попытки определить стадии формирования речевых навыков и умений в разные годы предпринимались в ряде работ (Егорова, 1958; Зимняя, Тункель, 1969; Бухбиндер, 1972; Городилова, 1979; Вятютнев, 1984).
Впервые на экспериментальном уровне стадии иноязычных навыков и умений выделили Л. Б. Воронин, И. И. Богданова и Ю. А. Бурлаков (1966, 1967), которые пришли к выводу о существовании шести стадий формирования речевого навыка, достигаемых в результате:
1) объяснения,
2) имитации,
3) воспроизведения модели,
4) запоминания модели,
5) генерализации модели с заменой компонентов при выполнении подстановки,
6) переноса с модели на модель. Эта классификация навыков получила развитие в работах Е. И. Пассова (1983, 1988), который предложил выделять стадии формирования навыков по отдельным аспектам языка (навыки фонетические, лексические, грамматические) и стадии развития на их основе речевых умений. Так, в число шести стадий формируемого лексического навыка вошли: воспроизведение слова в процессе его функционирования; осознание значения слова; имитация слова в речевой деятельности; обозначение, направленное на самостоятельный выбор и называние слова; комбинирование; употребление. Две последние стадии формирования лексического навыка также участвуют в развитии речевого умения, в котором выделяются переходная, основная и завершающая стадии умения. Для формирования каждой стадии навыков и умений были предложены специальные упражнения (языковые, условно-речевые, речевые).